Главная | Регистрация | Вход| | Вы вошли как Гость Группа "Гости" | Пятница, 26.04.2024, 13:52 |
|
Классный часКлассный час (с чаепитием) по теме:«Народные рецепты здоровья»(для 5 – 6 классов)Учитель: Максимова А.В.Цель: 1. Познакомить учащихся с рецептами народной медицины; 2. Расширить их знания о продуктах питания, как о полезных для здоровья; 3. Пропагандировать здоровый образ жизни. Приборы и материалы: чай, мёд, редька, кроссворд на доске или таблица, или загадки. Ход урока 1 этап. Слово учителя. Информация для размышления: Начну с известных фактов: здоровье детей и подростков в нашей стране ухудшается очень стремительно. Что говорят цифры: по данным статистики лишь 10 % детей и подростков могут считаться практически здоровыми. Большой вклад в печальную статистику детских заболеваний вносят недостаточность минеральных веществ. Плохая память связана с недостатком в рационе магния, кальция, цинка, меди, марганца, селена и хрома. Огромное количество информации и компьютерных технологий приводят к тому, что дети становятся гиперактивными, невротичными. - Как в таких условиях сохранить наше здоровье? Можно, конечно, покупать дорогие витамины, а можно и изучить мудрые народные рецепты. Сегодня мы узнаем, что очень простые и доступные продукты помогут нам сохранить здоровье. А узнаем, что это за «народные лекари», разгадав загадки. 2 этап. 1) Загадка: «Этот овощ произрастает в наших огородах, бывает черным и белым, и очень горьким. Иногда говорят: «Хуже горькой …» (Это редька). 2) Сообщение учащихся (5 минут). В одной из русских народных детских игр встречаются такие слова: «Реденька сладенька…», которые кажутся странными. Как же так? Ведь все, кто отведал хоть разок этот овощ, которым богата наша земля-кормилица, знают, что редька-то горькая. Не раз, наверное, многие слышали нелестное выражение о чем-либо или о ком-либо: «Хуже горькой редьки!», или «Надоел ты, как горькая редька!». Да и в песнях, которыми провожали дорогую, веселую гостью Масленицу, пели, сетуя на то, что Масленка «обманула, провела, горькой редьки хвост дала». «Мы его поели – брюшки заболели». Однако, в быту русичей редька, сверху черная, а внутри белая и, конечно, горькая занимала свое, далеко не последнее, место. И на столе-то, рядом с пышущей жаром картошкой, солеными огурчиками да грибками стояла редька. И в закрома старались закласть её побольше, как лекарство от хворей. А много ли мы знаем об этом замечательном овоще, который сеяли в землицу наши далекие предки? Редька применяется в народной медицине: 1. При простуде и кашле: надо пить по столовой ложке три раза в день сока редьки. И недуг «как рукой снимет!» 2. У кого в почках да печени камни завелись – нужно употреблять редьку. 3. Редька стимулирует кровообращение, а благодаря обилию балластных веществ связывает токсины и жиры. Это и делает её идеальной пищей при диете для похудения. Уже одна-единственная редька ускоряет перистальтику кишечника и способна надолго избавить вас от запоров. 4. Острые и пряные корнеплоды редьки – идеальная лечебная пища для пожилых людей, чей организм вырабатывает меньше защитных веществ из-за развития в кишечнике колоний грибков, вирусов и бактерий – первой стадии процесса плохого самочувствия, переходящего в хронические заболевания. (Дети, которые дома нашли свои рецепты, тоже ими поделятся). 3) Слово учителя. Уважали редьку и ребятишки в своих играх да песенках. Я предлагаю вам сейчас сыграть в старинную игру «В редьки». В эту игру играли наши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки, когда были маленькими, как теперешние дети. Игра (10 минут): «Редя, редя, кто тебя содит?» - запевали детишки в маленькой сельской деревеньки Липецкой губернии. И садились на корточки в ряд, один за другим, крепко обхватывая друг дружку руками за пояс. И пели дальше: «Селиванова жена саживала, угораживала». А водящий, выбранный заранее по считалке, ходил вокруг и спрашивал Бабку, первого в этой игре – веренице шалунишку: «Ну, что, Бабка, поспела редька?» Но Бабка, который обычно выбирался повыше ростом да покрепче, также по считалке, не спешил начинать игру и отвечал: «Нет, ещё надо потяпать да похряпать!». Песенку пели снова, и ребятишки посмеивались да радовались, пока Бабка не спешил сказать: «Поспела редечка!». Но уж если скажет, тут надо было покрепче вцепиться друг в друга, а то непременно вырвут Редьку из веселой компании. Иногда вереница скручивалась в ком, и тогда вырванная из него Редька могла его разрушить. Ком рассыпался, дети с визгом и смехом валились на пол и, после недолгой кутерьмы, торопились начать игру снова. 3 этап. 1) Разгадать слово по вертикали (загадка): «Этот напиток употребляют и в холодном и в горячем виде, на него приглашают в гости, а родиной его считают Китай?» (Это чай). 2) Сообщения учащихся (5 минут). 1 сообщение: В Китае чай называют разными словами, но наиболее часто: «ча», что в переводе на русский язык означает «молодой листочек». В некоторых частях Китая это произносится «уха», а в других «ться». Китайцы подарили не только названия чая и научили человечество употреблять чай как напиток, но и открыли само чайное растение – чайный куст. Произошло это почти 4700 лет тому назад. Родиной чайного растения следует считать Юго-Западный Китай – Юньнань. Здесь идеаольные условия для роста и развития чайного растения. Чайный куст – неприхотливое растение: • он может расти на скудных каменистых почвах; • растение выносит и тропическую жару и мороз до – 200 С; • чайный куст долговечен и может жить более 100 лет (правда, период, когда растение дает листву, из которой можно приготовить хороший чай, несколько меньше, всего 60 – 80 лет); • растение любит влажную атмосферу и частый обильный полив, тогда куст дает хороший урожай чайного листа. Чай разводят исключительно ради листьев. Верхние 2 – 3 листочка с частью стебелька называются флешь. Процесс формирования флешей называется вегетация. Для получения чая хорошего качества флешь срывают с куста вскоре после их появления. Если на флеши есть едва распустившиеся почки – типсы, то чай получается ещё более высокого качества (сорта). Чтобы удобнее было собирать флеши, чайный куст подрезают, не давая ему расти выше 80 см. Культивировать чайные кусты начали в Китае, примерно в середине IV века. А в соседнюю Японию чай попал лишь 500 лет спустя. В Россию же первый чайный куст был завезен лишь в 1817 году и посажен в Никитском Ботаническом саду в Крыму. Сейчас в России имеются небольшие чайные плантации на юге Краснодарского края. 2 сообщение: «Добрый доктор – чай». У разных людей различное отношение к чаю. Одни считают, что чай полезен и активно включают его в свой рацион; другие, наоборот, считают, что чай вредит их здоровью, и они редко его употребляют. А как обстоят дела на самом деле? Есть поговорка «Все хорошо в меру», её можно отнести и к чаю. Чай может принести большую пользу человеку, если употреблять его правильно. Ни у кого нет сомнения, что витамины необходимы человеческому организму. Так вот, в чае имеются почти все нужные для здоровья витамины. В силу трудности запоминания их полных названий, витаминам присвоены буквенные и числовые обозначения А, В2, С, Р и т.д. В чае есть витамин В1 – тиамин, который обеспечивает нормальную деятельность нервной системы. Витамин В2 – рибофлавин – делает нашу кожу красивой, эластичной, предотвращает её шелушение и сухость. Свежий чайный лист богат витамином С – аскорбиновой кислотой. Вот почему в некоторых странах, например в Тайланде, употребляют салат из чайных листьев. При фабричной обработке чайного листа и получении сухого чая часть витамина С исчезает. При изготовлении зеленого чая этого этапа нет, поэтому и количество витамина С в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Важным для здоровья человека является витамин Р, который укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает кровоизлияния. Провитамин А – каротин, также содержащийся в чае, очень важен для зрения. Давно замечено, что крепкий чай действует как лекарство при расстройствах желудка. В особенно тяжелых случаях, когда больной не может употреблять никакую другую пищу, чай утоляет и голод, и потребность в воде. Объясняется это тем, что в чае, особенно в зеленом, содержится большое количество бактерицидных веществ (веществ, способных убивать вредные для человека бактерии). Чай действует успокаивающе и на сердечную деятельность, облегчает процесс кровообращения, создает нормальное давление. Вот почему при головной боли стакан крепкого чая может дать облегчение. Да, и при простудных заболеваниях теплый чай в больших количествах дает положительный эффект. Чай поможет и при солнечных ударах и после рентгеновского облучения. Говоря о лечебных свойствах чая, надо отметить, что целебные качества имеет лишь правильно заваренный чай, в котором выдержаны пропорции сухого чая и воды. Следует иметь в виду, что зеленый чай обладает значительно большим целебным эффектом, чем черный. 4 этап. Класс разбивается на 4 команды-семьи. Задание: из продуктов (редька, морковь, мед, чай, клюква, масло, шиповник, хлеб) приготовить угощение для гостей. Дома, заранее, учащиеся нашли сами рецепты. а) заваривать правильно чай; б) приготовить бкутерброды или салат; в) лечебное блюдо из представленных продуктов. Рассказать о пользе своего угощения (дополнительное поощрение группе, которая расскажет, как правильно заваривать чай). Примеры блюд: 1. Салат из тертой моркови и редьки, украшенный клюквой. А, добавив к нему по вкусу то соленый огурчик, то грибки, мы уменьшим горечь, но сохраним аромат, да ещё добавить сметаны и небольшое количество лимонного сока. 2. Бутерброды, если намазав хлеб маслом, покрыть их сверху редькой, натертой на мелкой терке. Можно посыпать тертым сыром. 3. Чай со льдом и соком (это чай по-североамерикански). 5 этап. Выводы: учитель подводит итоги мероприятия. Итак, ребята, мы с вами сегодня побывали в стране народной медицины и узнали, что простые продукты, которые мы употребляем, могут стать нам помощниками в укреплении здоровья. Мы узнали много нового о редьке, мёде, чае и других полезных продуктах. Надеюсь, что эти знания в жизни вам очень пригодятся. Я хочу Вам пожелать: «Будьте здоровы!!!» Все приглашаются пробовать блюда, и проводится чаепитие. Р.S. Детям, которые заинтересовались темой классного часа, можно порекомендовать ознакомиться со списком литературы по ней. Использованная литература: 1. Журнал «Воспитание школьников». - 2001. №5. 2. Газета «Здоровье детей». – 2006 (подборка) 3. Целебные чаи. – М.: «Лик пресс», 2001. 4. Целебные овощи и фрукты. – М.: «Лик пресс», 2001. |
|
Автор сайта CaypoH | |
| |
Сайт создан в системе uCoz |